среда, 24 мая 2017 г.

Михаил Соколов — портовый воришка из Одессы


В январе 2017 года Михаил Соколов был отстранен от должности руководителя Одесского филиала Администрации морских портов Украины (АМПУ) на время проведения служебной проверки. Согласно сведениям, что просочились в медиа, в филиале выявили растрату средств госпредприятия, нерациональное использование имущества портов, коррупционные правонарушения, прочие злоупотребления. Проверка продолжается, однако часть материалов уже передана в правоохранительные органы.

Даже поверхностный анализ злоупотреблений, которые стали известны СМИ, показывает, что в Одесском филиале АМПУ были специально созданы условия для деятельности организованной преступной группы, целью которой является разворовывание государственных средств. Неоднократно в открытых источниках сообщалось, что в целом размер нанесенного государству ущерба только в Одесском порту исчисляется десятками миллиардов гривен. В СМИ также неоднократно указывалось, к осуществлению большинства правонарушений в порту причастен Михаил Соколов, который возглавляет администрацию Одесского порта с момента ее создания в 2013 году. В начале 2016 года, министр инфраструктуры Омелян под давлением многочисленных фактов был вынужден отстранить Соколова от должности.

Журналисты указывают, что именно руками Соколова Одесский филиал АМПУ «был превращен в гигантскую воронку по поглощению бюджетных средств и в рекордсмена по числу шокирующих журналистских расследований, по суммам поборов с бизнес-структур и по количеству разворованных и пущенных на ветер государственных средств».

Злоупотребления и нарушения

СМИ и правоохранительные органы приводят многочисленные факты злоупотреблений и нарушений со стороны возглавляемого Соколовым филиала АМПУ.

Среди наиболее значительных и резонансных – срыв в Одесском порту крупнейшего инвестиционного проекта реализуемого в морской отрасли Украины и самого крупного проекта украинско-немецкого делового сотрудничества. Сумма инвестиций в его реализацию превысила 5 миллиардов гривен. Неотъемлемой частью проекта является постройка защитного волнолома, за его строительство отвечает АМПУ. Волнолом практически был построен, но из-за серии ошибок при выборе подрядчиков, проектировании и строительстве, а возможно и воровства (это выясняют правоохранительные органы), в апреле 2014 волнолом частично ушел под воду.

Разрушение волнолома и перенос на неопределенный срок сдачи объекта в эксплуатацию поставил под сомнение качество реализации всех совместных проектов в морской отрасли и вызвал международный скандал. Только в 2017 году в Украину дважды приезжали крупные немецкие чиновники, включая министра транспорта Германии, которые обвинили АМПУ в невыполнении своих обязательств. В ситуацию вынужден был вмешаться Премьер-министр Украины Владимир Гройсман, однако Соколов, как руководитель, причастный к нанесению огромных убытков и гибели надежд немецких инвесторов, занимался лишь поиском виновных и изъятием разоблачительных документов.

Можно уверенно говорить, что без Соколова не реализовывалась ни одна коррупционная схема, связанная с деятельностью администрации Одесского порта, а за ним самим тянется шлейф из коррупционных скандалов. Общеизвестно, что он принимал активное участие в коррупционной схеме с созданием «единого окна» в Одесском порту, которая позволяла за государственный счет наполнять кассу частной фирмы.

Недавно общественные активисты сообщили и еще об одном коррупционном правонарушении со стороны Михаила Соколова. Оказалось, что он является учредителем пяти коммерческих компаний, которые работают с Одесским портом. Таким образом у Соколова существует реальный конфликт интересов, то есть, согласно терминам антикоррупционного закона, наличие частного интереса в сфере, в которой он выполняет свои служебные обязанности. Причем, Соколов не указал эту информацию в своей декларации, хотя она доступна в реестре юридических лиц. Это правонарушение еще должно получить надлежащую оценку как со стороны Министерства инфраструктуры так и со стороны специально уполномоченных субъектов в сфере противодействия коррупции.

Коррупционная связка Павлюк-Соколов

В Одессе ни для кого не является секретом, что на должности руководителя Одесского филиала АМПУ Соколов не является самостоятельной фигурой и лишь четко выполняет указания своего хозяина – портового магната Николая Павлюка, бывшего директора Одесского порта.

В свое время Павлюк на десятки лет передал весь прибыльный государственный стивидорный бизнес частным компаниям, создал в порту коррупционную сеть оффшорок и причинил государству миллиардные убытки. Одно из самых громких и скандальных его дел — строительство транспортной эстакады в Одесском порту стоимостью около 4 млрд грн., которая была выведена на частную территорию.

За время своей бурной деятельности, зачастую совместно с криминальным бизнесом, Павлюк совершил немало махинаций и заключил негласных соглашений. После ухода Павлюка с должности руководителя на должность «почетного президента Одесского порта», он начал осуществлять теневое руководство портом. Теперь кому-то нужно было обслуживать запущенные им коррупционные механизмы и продвигать интересы его криминального клана. Для этой цели прекрасно подошел тихий и исполнительный Михаил Соколов.

Однако заявленные министром инфраструктуры Омеляном и новым главой ГП «АМПУ» Вецкагансом реформирование портовой отрасли и антикоррупционные мероприятия, в первую очередь коснулись кадровой политики в морской отрасли. И в этой системе преобразований вряд ли найдется место для коррупционной связки Павлюк-Соколов, что подтверждают в Министерстве инфраструктуры.

Сейчас в Одессе активно циркулирует информация о том, что готовится задержание Михаила Соколова и поэтому он спрятался на больничную койку. В то же время идет активная ликвидация коррупционных механизмов в Одесском порту. Следовательно ни Павлюку, ни его молодому подельнику Соколову там не будет чем заняться, даже если им обоим удастся избежать скамьи подсудимых.

Источник: ОРД

Комментариев нет:

Отправить комментарий