пятница, 5 февраля 2016 г.

Забытый аэропорт – сражение за ЛАП


Битва за Донецкий аэропорт и "Иловайский котел" отодвинули в тень боевые действия вокруг еще одного донбасского аэропорта – Луганского.

На протяжении всей советской истории Ворошиловградский аэропорт был весьма востребованным – так, в 1980-е годы отсюда ежедневно почти в 70 городов Советского Союза совершалось до 100 вылетов, однако к 2013 году он влачил достаточно жалкое существование: из Луганска были организованы только регулярные рейсы в Киев и Москву, кроме того время от время уходили чартеры в Анталью и Салоники.

Примерная карта боев вокруг Луганского аэропорта

Ещё до начала военных действий 7 апреля 2014 года Международный аэропорт «Луганск» был взят под охрану бойцами 2-й роты 80-й аэромобильной бригады. Первое время десантники спокойно ездили в город (от центра Луганска до аэропорта около 20 километров, до начала городской черты - около 9 километров) за посылками и хлебом. Нормально общались с местными жителями. Во время одного из таких выездов на въезде в город наших захватили сепаратисты. Однако на том блок-посту стояли «афганцы» и после переговоров они отпустили львовян.

После того как стало понятно, что Луганск сдают, то резко ожесточились и сепаратисты, которые стали блокировать и аэропорт. После того, как стало ясно, что у боевиков появились зенитно – ракетные комплексы прекратились и полеты гражданских самолетов. Начались проблемы с поставками продовольствия. Фактически оборона ЛАП началась 8 июня 2014 года.

Украинские бойцы на фоне терминала аэропорта. Разрушений еще немного

Стоит отметить, что в отличии от того же Донецкого аэропорта оборонительные позиции здесь были крайне удачными – сам ЛАП находился на возвышенности, причем было и укрытие - старое советское бомбоубежище с метровыми бетонными стенами.

Какое-то время боеприпасы, подкрепление и еду сюда доставляли самолетами. До 14 июня военно-транспортная авиация совершила 19 вылетов. В тот трагический день во время построения предпосадочного маневра был сбит Ил-76МД («76777»), перевозивший десантников и технику 25-й бригады из аэропорта Мелитополь. На борту погибли 9 членов экипажа и 40 военнослужащих.

Ил-76 под загрузкой

Как вспоминал командир экипажа первого севшего Ила (а всего шло в ту ночь три самолета) комбриг 25-й мелитопольской бригады транспортной авиации Дмитрий Мымриков: «Я сел и контролировал заход второго самолёта, давал ему команды. Он полосу увидел и на момент стрельбы по нему был в крене. Первая ракета ушла, не попала в него, вторая попала, и потом его просто разрезали огнём зенитных установок. Характерные трассирующие снаряды, их было видно хорошо. Работали ЗУ, от них такие характерные красные трассера. Работали, видимо, бронебойно-зажигательными. Там работали со всех видов вооружения, но ЗУ было очень видно. Самолёту перебило крыло, механизацию в нём (она там очень мощная). С одной стороны подъёмная сила была больше, с другой – меньше, и его перекинуло на спину – и сразу упали. Упали на удалении 6 км 666 м от КПП. Символично так, одни шестёрки…»

Как заявляли сразу по «горячим следам» руководители военного ведомства: «Силовики были проинформированы о наличии вокруг аэропорта террористов, и территория вокруг объекта была зачищена. Однако высокомобильная группа боевиков, передвигавшаяся на внедорожнике, с расстояния 7−8 километров от аэропорта осуществила обстрел самолета». Позже местными патриотами было найдено место, с которого предположительно был поражен Ил-76, при этом были найдены три пусковые трубы 9П39-1 от ПЗРК 9К38 «Игла», которые были переданы военным. При этом были отстреляны два комплекса, а еще в одном ракета осталась в трубе.

Остатки сбитого под Луганском Ил-76

Десантники же сразу выехали на место катастрофы: «В первую очередь мы искали самописцы. Их там было два. Один был целый, один – разломанный. Этакие «глобусы». Говорят, что кабина лётчиков осталась целая, был такой вброс. Это вранье. Там ничего не осталось. Колёса были, лохмотья обшивки, остатки БМД. Хвост в поле ещё был. БМД – из алюминиевого сплава, они в пожаре вообще расплылись. Пособирали останки ребят, собрали неразорвавшийся боекомплект и подорвали его. А потом уже после нас туда приехали сепары, фотографировались там, выкладывали фото в интернет, хвастались своей работой. Нас они боялись, мы по прибытию заняли круговую оборону, они от нас держались на расстоянии».

Боевики позируют на фоне сбитого Ил-76, июнь 2014 г.

Дальше были постоянные бои вокруг аэропорта. Боевики неоднократно заявляли о том, что взяли ЛАП под свой контроль, но эта информация по сути была обычной бравадой. Тем не менее, положение оборонявших его десантников становилось всё сложнее.

Поэтому в июле командование решает провести операцию по его деблокированию. Однако было весьма непросто – фактически нужно было от Счастья, в обход так и не занятого посёлка Металлист, через переходящий из рук в руки Александровск, выдвинуться в направлении посёлка Юбилейный, пересечь три автомобильные дороги, усиленные блокпостами, и занять контролируемую сепаратистами Георгиевку, через которую идёт прямая дорога на аэропорт.

Деблокирующая колонна ВСУ, июль 2014 г.

Основной ударной силой планируемого прорыва должен был стать добровольческий батальон «Айдар», подкрепленный бронетехникой и бойцами ВСУ. К тому времени было понятно, что добровольцы несмотря на определенные проблемы с дисциплиной, действительно имеют более высокий боевой дух, чем призывники и действительно готовы сражаться, а не имитировать военные действия.

Наступление началось 14 июня, причем поначалу его темп можно охарактеризовать как неспешный - все передвижения осуществлялись исключительно днем. Было принято неоднозначное решение - блокпосты и населённые пункты не штурмовать, а обходить их, перерезая дороги в тылу. Фактически тактика была следующей: сначала «Айдар» пешим маршем и на джипах продвигался вперёд, перекрывал трассу, занимал круговую оборону. После чего подходила бронетехника и танки. Так практически сразу был взят Александровск и расположение РЛС в Тепличном (причем в бункере РЛС были заблокированы 18 боевиков, которые сдались два дня спустя).

Позиции десантников 25-й бригады в аэропорту. Хорошо виден стоящий на взлетке Ил-76. Начало июня 2014 г.

В посёлок Юбилейный заходить не стали — отрезали от Луганска и оставили для последующей зачистки. И двинулись дальше, по объездной дороге вокруг города на Георгиевку. Ее взятие было обусловлено перерезанием транспортной развязки на трассе Луганск - Лутугино в районе моста через речку Ольховку. Со стороны Лутугино навстречу наступающим выдвинулась колонна сепаратистов, которая была уничтожена сдвоенным ударом: бойцов «Айдара» со стороны объездной дороги и львовских десантников со стороны аэропорта. Остатки боевиков отошли в Лутугино. Георгиевка была освобождена, а стратегически важная трасса Луганск-Красный Луч перерезана.

Вскоре силы АТО фактически взяли в полную осаду Луганск, из которого стали массово уходить как боевики, так и местные жители, которое поддерживали «республику». Однако как оказалось у руководства России были другие планы – и тогда в дело включилась российская армия напрямую.



Вечером 19 августа в Луганск вошла танковая колонна, просочившаяся буквально через «игольное ушко» со стороны Николаевки. Сорок—шестьдесят танков без опознавательных знаков и по шесть-восемь человек десанта на броне (естественно, что все без шевронов). Её появлению предшествовала мощная артиллерийская подготовка в районе Краснодонской трассы.

Естественно, что уже 23 августа началось контрнаступление по всем направлениям. 24 августа, когда в Киеве проходил торжественный парад в честь Дня Независимости, сепаратисты нанесли удар на алчевском направлении по Родаково и Сабовке, а также в направлении Счастья по Стукаловой Балке. Одновременно начались бои на Краснодонской трассе.

Территория Луганского аэропорта на Гугл картах

29 августа «Айдар» под натиском превосходящих сил противника оставил Хрящеватое и Новосветловку. Командованием АТО под Луганском была допущена та же ошибка, что и под Иловайском, и в других местах. Вклиниваясь в оборону противника небольшими колоннами, они продвигались далеко в глубь, при этом растягивая коммуникации и оставляя за собой только узкую полосу охраняемой территории, которую как оказалось легко было перерезать на любом участке. В результате вместо одного большого котла под Луганском образовалось несколько маленьких котлов, а силы, брошенные на блокирование города, сами оказались в окружении.

При этом противник продолжал блокировать аэропорт, подвергая постоянным обстрелам. Как вспоминал потом командир 80-й аэромобильной бригады ВДВ Андрей Ковальчук: «Нас «отрабатывали» каждый день: «Грады», «Смерчи», «Тюльпаны», «Пионы». Это уже была артиллерия россиян. Летит беспилотник, 40 минут – и все, пошли «Грады». У меня каждый солдат мог разобраться, когда летит снаряд от миномета, когда от «Ноны», когда от «Смерча», когда из танка – настолько они были опытные».

По этой воронке можно немного представить калибры артиллерийских орудий, которыми обстреливали ЛАП

31 августа в луганском аэропорту начался ад, ничуть не хуже, чем в донецком зимой 2015 года. Приданная танковая рота ушла без приказа. Как вспоминал один из десантников: «Нас осталось только 80-я бригада и еще там, какие-то мелкие взводы. Защиты у нас практически не было. Это было два танка, которые оставили нам 24 бригада, но они практически не работающие, у одного танка башня не крутился - сугубо пулемет мог стрелять, а второй фактически не работал, не знаю что с ним было. Гаубиц у нас было штук шесть по-моему и минометов штук восемь и тем мы обороняли аэропорт».

На штурм шли псковские десантники и мотострелки из Дагестана. Впервые россияне выкатили и свои новейшие танки Т-90. Поддерживали их огнем самоходные артиллерийские установки 2С7 «Пион» и самоходные минометы 2С4 «Тюльпан», предназначенные именно для уничтожения бункеров.

После артиллерийского удара противника, ЛАП, август 2014 г.

Поэтому к концу дня в аэропорту уже нечего было защищать: здания были разрушены, деревья сгорели, взлётная полоса напоминала перепаханное поле. Было принято решение отступать. Выходить в светлое время не было смысла – в открытом поле отступающих просто накрыли бы артиллерией. Поэтому дождались сумерек, и только тогда покинули развалины.

Навстречу десантникам со стороны Лутугино прорвались два танка, одна БМП и «Урал» 24-й бригады. Их экипажи состояли преимущественно из офицеров – большинство рядовых отказались идти на верную смерть. «Уралом» вывезли убитых и раненных. Это стало концом сражения за аэропорт. В тот день погибло 13 человек из 80-й бригады, многие получила ранения, несколько военнослужащих попало в плен и пропали без вести.

Руины Луганского аэропорта после двух месяцев боев

Интересно, что российские военные вошли в разрушенный аэропорт только через двое суток после фактического его оставления нашими десантниками.

По поводу скептиков, которые до сих пор не верят информации о прямом участии российских военных, то можно привести как многочисленные свидетельства участников боев, так и фотографии документов. «С дагестанским старшим лейтенантом так и не удалось найти общего языка и он остался слушать разговор, временами перебиваемый нервными смешками так ничего и не понявшего удмурта-водителя, с завязанными руками и глазами. С удмуртом вообще невозможно было разговаривать в виду чрезвычайной тупости последнего. А вот псковский десантник оказался куда разговорчивей. Его освободили от пут, развязали глаза и усадили с десантниками за один стол. Обычный прапорщик, семьянин, никаких предрассудков по поводу украинцев, приказали – поехал. Что ж тут рассказывать? Спустя несколько часов их отвезли в штаб сектора».


Документы одного из псковских десантников, попавших в плен в ходе боев под луганским аэропортом

Документы погибших и попавших в плен к десантникам 80-й бригады сепаратистов

Заканчивая рассказ о героической обороне Луганского аэропорта можно смело сказать, что Вооруженные Силы, о которых все забыли до 2014 года, в летних боях на Луганщине доказали что могут защищать страну и делать это эффективно. А личный героизм десантников 80-й «львовской» аэромобильной бригады, их воля и самопожертвование еще раз подтвердили славу воздушно-десантных войск.

Автор: Михаил Жирохов

Источник: Антикор

Комментариев нет:

Отправить комментарий